Капитан

Первая в Заполярье и единственная женщина-судовладелец Антонина Ивановна Таран — женщина удивительная. Родилась в средней России, в Брянской области, а главным в своей судьбе и любимым городом считает Мурманск, живет здесь уже 35 лет. Мечтала с детства стать учителем, но поступать после школы поехала в Московский финансово-экономический институт и с успехом его окончила. Но что самое невероятное — дефолт 1998-го, обернувшийся крахом для сотен тысяч компаний и разорением для их владельцев, стал началом блестящей карьеры в бизнесе Антонины Таран.

…Мурманск встретил серым моросящим дождем, но все же тепло и радушно — огромному растущему рыбокомбинату в середине 70-х очень требовались люди. В бухгалтерии, куда поступила на работу веселая жизнерадостная девушка, были искренне рады молодому специалисту. А 20-летнюю Тоню поразил этот неведомый ранее красивый город. Здесь все для нее было «впервые и вновь». Она с любопытством наблюдала, как устало дремлют в порту пришедшие из дальних рейсов корабли. Ей в диковинку были духовые оркестры, которые торжественными маршами встречали на причалах рыбаков, возвратившихся после трудовых подвигов, и в диковинку — женщины с детьми и букетами цветов, буквально летящие к только что спущенным с кораблей трапам. И даже горько-соленый запах моря и рыбы, который приносили с собой в порт порывы северного ветра, как ни странно, очень скоро стал привычным и каким-то «родным». Но самое главное — ей нравилось утро, так здорово было спешить на работу вместе с сотнями, тысячами других мурманчан и ощущать себя работником мурманского рыбокомбината, самого крупного и самого современного в мире!

Сегодня, оглядываясь назад, Антонина Таран убеждена: рыбокомбинат дал ей очень многое. Здесь, вдали от отчего дома, она постигала взрослую самостоятельную жизнь, здесь обретала знания в профессии и опыт, который очень пригодился ей в будущем. Здесь же, в порту, она встретила свою любовь — украинского парня Виктора Тарана, который стал ее судьбой и отцом двоих замечательных детей, сына и дочери. Виктор многие годы ходил в море на судах Мурманрыбпрома, так что Антонина смогла почувствовать себя «стопроцентной мурманчанкой» — она узнала непростую судьбу морячки, подолгу вместе с детьми ожидающей на берегу мужа и отца. И все-таки она была счастлива. Антонина полюбила этот город, людей, живущих в нем. Здесь были ее дом и ее семья.

Вихрь «лихих 90-х» принес большие разрушения. Распад Советского Союза ознаменовал собой полный экономический коллапс. Мурманск, главная рыбная столица страны, буквально содрогался от этих потрясений, одно за другим гибли предприятия, составлявшие основу экономики Кольского края. Антонине Таран после декретного отпуска возвращаться оказалось некуда — больше не существовало мурманского рыбокомбината, а вместе с ним и бухгалтерии, где она работала. Хороший специалист своего дела Антонина Таран без работы не осталась, ее пригласили вначале в небольшую частную фирму, а затем и в компанию «Рыбпром- 1» уже на руководящую должность главного бухгалтера. Однако в переживающей экономический кризис стране продолжали распадаться флоты, одно за другим закрывались рыбопромысловые предприятия Мурманска. Их еще вполне пригодные для эксплуатации суда раскупали люди опытные, поработавшие в сфере рыбной промышленности. Они образовывали свои самостоятельные фирмы.

Опыта Антонине Таран было не занимать: к тому времени, к концу 90-х, она более 20 лет проработала бухгалтером, через нее проходила документация по всей экономической деятельности предприятий, а последняя должность главного бухгалтера дала возможность наработать навыки управленческой деятельности. Поэтому согласие стать компаньоном одиннадцати мужчин, решивших создать рыбодобывающую компанию, она дала с легкостью. Образованной компанией «Арго-М» был приобретен у тралового флота большой морозильный траулер (БМРТ) «Демянск». Но сколько головной боли это принесло! Судно требовало ремонта, а значит, немалых финансовых вложений; не было обеспечено ресурсами на вылов рыбы, поэтому скорой прибыли ждать не приходилось. Грянувший дефолт 98-го и вовсе расстроил всю экономику едва созданной компании, а вместе с ней — и планы «аргонавтов». Один за другим компаньоны отказывались от участия в деле, а однажды мужчины заявили прямо: «Забирай, Антонина, «Арго-М» и делай с ним что хочешь. Справишься — тяни лямку, нет — списывай судно. Такой воз нам не нужен!»

Трудно сказать, стал ли для Антонины Таран такой поворот судьбы неожиданностью, но вот что была в ней уверенность в своих силах — абсолютно точно. Как это она не справится?! Назвали фирму «Арго-М» разве напрасно?! Надежда была на удачу, такую, что сопутствовала мифологическим мореплавателям, добывшим на одноименном (правда, без «М») корабле золотое руно… Теперь ей, Антонине Таран, предстояло возглавить свой корабль, стать его капитаном. Сможет? Конечно, сможет! А разве у кого-то есть сомнения?

Каково это — начинать, сохранять и развивать свой бизнес, знает только тот, кто через всю эту «мясорубку» прошел. Бывшие компаньоны Таран, избавившись от тяжкой и не нужной им ноши, тем не менее, потребовали за нее немалые «отступные». Чтобы стать держателем контрольного пакета акций малой рыболовецкой компании, пришлось взять кредит. Очень помог тогда Промстройбанк. И Антонина Таран повела «Арго-М» вперед: она должна была управлять кораблем, бороться за его живучесть, принимать меры по обеспечению безопасности плавания и поддержанию порядка на судне. Одним словом, выполнять все, что обязан делать капитан корабля, взявший на себя ответственность за дело и людей, членов своего экипажа.

Спокойного плавания поначалу не получалось, порой случались такие передряги! Но иначе и быть не могло. Удержание на плаву — в водах океана ли, в море ли бизнеса — требует невероятных усилий и всегда сопряжено с риском. Но Антонина Таран никогда не теряла оптимизма, это одно из главных качеств ее характера. «Капитан, улыбнитесь! Ведь улыбка — это флаг корабля!» — вспоминала она старую добрую песенку и не позволяла себе унывать. Она не боялась брать кредиты. Она просчитывала свои действия до малейшего шага, на длительное время вперед. С годами все утряслось. БМРТ «Демянск» начал приносить очень неплохую прибыль, было приобретено еще одно судно — «Кипромар». ООО «Арго-М» стало стабильной и развивающейся компанией.

В Союзе рыбопромышленников Севера, куда входит «Арго-М», и сама компания, и ее генеральный директор пользуются хорошей репутацией. Антонина Ивановна Таран, единственная женщина-судовладелец, избрана в состав правления Союза, к ее мнению прислушиваются опытные мужчины-руководители и рыбопромышленники.

В чем секрет такого успеха? Как удалось поднять ношу, которая не по силам оказалась одиннадцати мужчинам? «Я занимаюсь мужским делом по-женски», — говорит Антонина Ивановна. Наверное, это и есть ответ на главный вопрос об успехе. Только будучи женой моряка, можно знать степень отдачи сил в рейсе и оценить этот труд своевременной и достойной зарплатой. Только зная, как нелегко сводить концы с концами в семье, пока кормилец в море, можно понять просьбы жен моряков о выдаче аванса и не искать причин отказать в этих просьбах. И только женским сердцем и интуицией можно почувствовать приближение «шторма» и сделать все, чтобы избежать опасности. Сегодня в компании «Арго-М» работает более 400 человек, это и моряки, и береговые сотрудники, все они очень ценят свою работу и держатся за нее, не желая никуда уходить. И «экипаж» увеличивается. А капитан Антонина Таран, как всегда, полна оптимизма и новых планов, и поэтому убеждена: у ее корабля всегда будет семь футов под килем!

Из книги "Женщины Заполярья в Лицах и делах". Подробнее об издании